Как с помощью 5 вопросов понять, насколько эффективно будет работать новый сотрудник в вашей компании.


022 5 вопросов 1

Тема мотивации во все времена для людей была очень загадочной, интересной и противоречивой. Людей всегда волновало, как сделать свою работу чужими руками. И, причем, не просто ради галочки – а качественно и в срок. Мотивация сотрудников является одним из самых главных проблем руководителей и менеджеров по персоналу уважающих себя компаний. Мои клиенты меня постоянно спрашивают, как решить их и добиться  положительного результата? Что движет людьми, пришедшим в ту или иную компанию? Какие цели — личные и профессиональные они преследуют? Чем их можно заинтересовать? 

Работая на руководящих должностях в разных компаниях, я всегда анализировал – как кажый сотрудник влияет на рабочий процесс, и почему одни идут по «карьерной лестнице», а другие нет, третьи же становятся «звездами». Что может быть узким местом при общении с ними? Чтобы вам было понятно, рассмотрим теорию о мотивации и стимуляции.

Мотивация – это движущая сила, которая побуждают человека к деятельности, имеющая определенную цель. Например, перелезть через высокий забор (убежать от злой собаки), пробежать дистанцию (стать первым и лучшим в команде, получить авторитет), изучить еще один иностранный язык (устроиться на высокооплачиваемую работу).

Стимуляция – воздействие, направленно на усиления и ускорения мыслительных, эмоциональных и поведенческих реакций для достижения той или иной цели. Многие люди эти два понятия объединяют, считая, что это одно и то же. Особенно те, кто работает в HR-отделах или в отделах, которые занимаются разработкой систем мотивации. Я об этом могу говорить не понаслышке, потому что сам лично принимал участие в разработке этих самых систем. Обычно дальше того, кому и сколько платить по итогам месяца, квартала или года в разработке данной системы не доходило.

Есть самый важный вопрос в теме мотивации персонала – это карьерный рост. Работая с персоналом – кассирами и продавцами, сотрудниками отделов продаж и выдачи, мне приходилось различать разные уровни психологического развития людей. Думаю и вы, наверное, сталкивались с тем, как одни сотрудники ничем не отличаются от остальных, а  другие – заинтересованы в своем деле, стремительно «бегут наверх по карьерной лестнице». Для того чтобы понять, насколько человек впишется в вашу команду и будет зажжен той идеей, которую вы пропагандируете, насколько  целеустремленно он будет продвигать ваш товар, услугу, а вместе с ними и вашу компанию – задайте ему эти вопросы:

1. Как надо и не надо работать с сотрудниками?

2. Что бы вы хотели поменять в текущей работе?

3. Если бы финансовый вопрос был решен, чем бы вы занимались в жизни?

4. Чем будете заниматься, не зависимо от любой жизненной ситуации?

5. Что нужно убрать из вашей жизни, чтобы она потеряла смысл?

Для чего нужны эти вопросы? Для изучения внутренней, психологической организации сотрудника. Конечно же, предприниматели на начальном этапе открытия своего бизнеса сталкивались с проблемой подбора персонала. Ситуация, при которой эта функция лежит на владельце бизнеса и даже на нелинейном менеджере или руководителе — знакома многим. Знакома она и мне. Я тоже, будучи директором магазина, достаточно часто принимал участие в собеседованиях и даже самостоятельно проводил их на линейные должности: продавцы, кассиры и т. д. Чтобы понять подходит вам сотрудник или нет, достаточно задать ему первые два вопроса.

022 5 вопросов 2

Ответ на первый вопрос позволит вам узнать, какой стиль управления и общения с этим сотрудником вам нужно выбрать. Ответив на этот вопрос, он расскажет, как он хотел, чтобы с ним общались и им руководили. Из его ответа вы сможете понять, как снизится качество его работы, если это общение будет противоположным. Если сотрудник говорит, что не терпит, когда ему указывают что делать, то это сигнализирует о том, что он не готов к нечетким задачам. Если сотрудник воспринимает только четко поставленные задачи и не любит, когда ему выстраивают линейки принятия решений и выполнения его обязанностей, — вам стоит серьезно задуматься. Именно в таком ключе процедура работы с ним не очень продуктивна, что в итоге может привести к демотивации этого сотрудника, который свои обязанности будет выполнять с каждым днем только хуже и хуже. А это снижение продуктивности не только его самого, но компании в целом. Вам это ни к чему.

Вопрос №2: «Что бы вы хотели поменять в текущей работе?» — как раз наводит на размышление, что же сотрудника на самом деле не устраивает в той работе, которую он выполняет. Задавая этот вопрос студентам, которые еще ни разу в жизни не работали, можно понять многое. Что им могло понравиться и не понравиться в работе? Что их мотивировал бы? Что заставило двигаться вперед и что мешало бы работать или учиться?

Третий, один из самых важнейших  —  финансовый вопрос. Именно он отделяет вас от людей, кто находится на начальном этапе психологического развития. Тех, кто сможет вам со временем помогать, быть вашей правой рукой, а в последствие и вашей возможной заменой. Именно на них вы можете делегировать достаточно серьезное количество дел, вплоть до принятия самых серьезных решений.

Если финансовый вопрос у человека решен, чем бы он занимался? Если человек знает ответ на этот вопрос — значит, он уже задумывался о своем будущем. В этом случае вы будете точно знать одну из самых мощных мотивирующих веток в его психическом развитии, одну из самых сильных мотивирующих точек. Если человек дает адекватный, понятный ответ на этот вопрос, то он достоин того, чтобы говорить с ним дальше. И возможно даже работать на руководящей должности. Причем этот ответ не должен быть таким, что я бы просто лежал бы на пляже и пил бы коктейли. В ответе важно содержание такого плана: помогал бы бездомным людям, построил бы завод по выпуску самых современных автомобилей на свете, путешествовал бы по всему земному шару, снимал бы фильмы.

«Чем ты будешь заниматься вне зависимости от жизненной ситуации?» Четвертый вопрос позволит вам понять степень развития человека.  Если почитать или посмотреть фильмы, где рассказаны истории достаточно известных людей, то, не смотря ни на какие обстоятельства, они продолжали заниматься интересным для себя делом.

Допустим, премьер‑министр Индии Индира Ганди в своих мемуарах описывает, как сидя в тюрьме, продолжал заниматься неким делом, без которого он в принципе своей жизни не представлял. И это являлось движущим мотивом, который позволил ему в тюрьме не сломаться, а выжить. Известно, что уголовная система в России, да и вообще по всему миру, построена в первую очередь для того, чтобы сломать психику человека, сделать его очень управляемым и подчиняемым вышестоящему руководству. Как только вы поймете, что человек, даже если он окажется в тюрьме или в больнице с серьезной травмой, будет общаться, как и раньше, с другими людьми, вы поймете – перед вами сильный человек. Или, допустим, он продолжал бы заниматься спортом, забывая о своих недугах, — это значит, что ему важно сохранять себя в физической форме. Такая мотивация является еще более серьезной, чем для людей, находящихся на предыдущих ступенях развития.

Portrait of Mrs. Indira Gandhi

Ну и пятая, самая мощная ступень — это осознание своего смысла жизни. В свое время, чтобы ответить на вопросы 4 и 5 лично у меня требовалось около 2-3 месяцев серьезных размышлений. И даже кое-что я записывал на бумаге, чтобы в этом разобраться. Тем не менее, итог, который я получил, меня сначала немножко удивил. Однако, испытав это в жизни своей, я понял, что действительно — это именно те вещи, ради которых и есть смысл жизни. Собственно, пятый вопрос это как раз о смысле жизни у человека. Что он для себя представляет? Что для него является определяющим в жизни и что является смыслом жизни? Что движет его вперед? Даже несмотря на все предыдущие ответы, которые он дал на третий и четвертый вопрос.

С этой анкетой вы можете подходить к  своему сотруднику, которого вы в первый раз встретили. И получив на них ответы, будете иметь представление — на каком уровне развития  находится человек. Да, возможно, для некоторых это покажется слишком сложным. Я тоже думал, что это не будет работать, но принимая совершенно разных людей на работу, я давал им эту анкету и, получая ответы, понимал, что движет каждым из них вперед. Кто-то закончил институт, кто-то ПТУ, а кто-то не закончил даже и школу, работал в порту, и даже имел судимость. Анкета позволила мне разобраться в мотивах всех этих людей.

Теперь снова вернемся к первоначальному определению — что же такое мотивация и  стимуляция. Стимул в переводе с одного из языков Индии — палка с острым крюком на конце, которой погонщик, сидя на шее у слона, дергает его за уши. Когда он дергает этой палкой, слон поворачивает именно в ту сторону, куда нужно погонщику. Эта палка и  получила название стимул. Если вы смотрели телеканал Дискавери или хотя бы передачу о животных, вы, я думаю, знаете, что самые чувствительные места у слона — это кончик хобота и область за ушами.

022 5 вопросов 4

022 5 вопросов 5

Так вот, к чему я это говорю. Разница между мотивацией и стимуляцией в том, что стимул — это некая внешняя причина, которая побуждает человека делать что-либо. Как только этот стимул пропадает или переходит порог воздействия, который уже не ощутим для человека, стимул перестает работать. Именно поэтому деньги как таковые никогда не являются мотивацией для человека, — это только стимул. И только вопрос времени, когда человек привыкнет к существующей зарплате и перестанет так возбужденно реагировать: бежать вперед, работать сверхурочно, выполнять какие-то действия, которые раньше выполнять он бы не стал. В отличие от стимула, мотивация (мотив) может быть как внешней, так и внутренней — некой силой, которая движет человеком в течение всей его жизни. И, пожалуй,  только три события в жизни могут поменять мотивацию у человека. Первое — это смерть близкого человека, друга или родственника. Второе – возможность собственной смерти или серьезные физические увечья. В этом случае никакие мотивы ни на что не смогут повлиять. И третье, как ни странно — любовь.

 022 5 вопросов 6

Дело в том, что любовь изменяет состояние психики, при котором человек начинает воспринимать мир по-другому. Его собственная «карта жизни» меняется полностью. Под влиянием любви идет полная перестройка сознания. Именно поэтому во время состояния влюбленности человек становится гораздо мотивированнее на то, чтобы сделать что-то большее. В том числе и, чтобы добиться предмета любви. И вместе с этим остальная мотивация у него тоже серьезно меняется. Она может сохраняться, а может и нет. Тем не менее, она становится совершенно другой.