Для себя я определяю три уровня наставников:
Уровень 1: наставник, у которого у самого есть результат, нужный мне.
Раньше я только на таких и обращал внимание. Главный критерий выбора был такой — человек должен был быть мне симпатичен, а картина мира близка. Без отторжения. Без негатива. Только мир и любовь)
Даже сейчас я иногда выбираю наставников в новой для себя теме из этой категории.
Но теперь я делаю это уже осознанно, так как навык обучения и самообучения вывел на значительно более высокий уровень, и мне не так важны наставнические навыки человека, за которым я буду наблюдать.
Основная проблема с такими наставниками — зачастую то, что они транслируют и то, что они сами делают — вещи немного разные, а очень часто и противоположные.
Поэтому без высокого навыка обучения брать в наставники такого человека — потеря множества ресурсов, в первую очередь времени.
Так как большинство продолжают при обучении с таким учителем делать то, что он говорит, а не то, что он делает.
Пример: обучение бизнесу у исключительного бизнес-практика без навыков преподавания и передачи упакованных в стратегии знаний.
Почти всегда грустно, медленно и безрезультатно. Около 100% бизнес-практиков первого уровня делают уже давно не то, что говорят и транслируют.
Уровень 2: наставник, у учеников которого есть результат, нужный мне.
Вот тут уже интересней. На втором уровне гораздо важнее у наставника навык передачи рабочих методик, стратегий и поведенческих шаблонов с соответствующими внутренним состояниями.
В таком случае очень часто наставник может быть на старте мне не сильно симпатичен, так как у нас как раз и есть эта разница в картинах мира и восприятии.
Однако, почти 100% таких специалистов в обучении могут передать словами пошаговые методики, стратегии действий и помочь с настройкой внутренних состояний.
Пример: как говорится, почти ни у кого из Чемпионов Мира по боксу не было тренеров бывших чемпионов.
Наставник второго уровня — зверь редкий. Пиарит себя несильно. А вот его учеников ты, скорее всего, знаешь как «звезд» или «экспертов» в той теме, которая тебе интересна.
Уровень 3: совмещает предыдущие два.
Найдёшь такого — держись руками и ногами.
Такой наставник будет развиваться непрерывно и постоянно. И развивать максимально быстро своих учеников. Главная для него награда — когда ученик уходит вверх как ракета в результатах.
В этом случае и у самого Наставника усиливается желание взять очередную высоту в профессиональном поле.
И снова передать этот пик экспертизы очередному падавану.
Такое уж у него Призвание и Предназначение, как бы пафосно тут эти слова не прозвучали.
Специалист такого формата не только Мастер, а ещё и профи в изменении и доработке своих собственных стратегий.
Именно таких я и ищу. Именно с таких я беру свой образец наставничества.
А как наставников для себя выбираешь ты?