Современная рыночная инфраструктура включает в себя огромное число предприятий разного масштаба и направленности, призванных улучшить качество жизни общества, снабдить его необходимыми товарами и услугами.
Рано или поздно у всех без исключения фирм, организаций возникает острая необходимость в проведении анализа прибыли предприятия, по результатам которого можно судить о его рентабельности (доходности). Выгодно его содержать, инвестировать в него средства или нет? Может быть лучше будет его продать? Ответы на эти и многие другие вопросы владельцы предприятий получают после проведения соответствующего анализа.
Существует несколько классификаций анализа прибыли предприятия. Исходя из направлений исследования, выделяют:
Анализ формирования прибыли
(цель – повышение прибыли предприятия, выявление элементов производства на которых можно сократить расходы)
Анализ использования прибыли
(цель – выявление наиболее рациональных путей вложения получаемой прибыли)
Взяв за основу организацию осуществления анализа прибыли предприятия, можно условно его разделить на:
Внутренний (проводится квалифицированными сотрудниками или самими владельцами, результат может носить скрытый характер)
Внешний (проводится специализированными инстанциями: налоговой службой, банками и т.д. на основе предоставленных отчетов)
По степени глубины проведения анализа выделяют:
Предварительный анализ прибыли предприятия (носит поверхностный характер и применяется в отношении каких-то отдельных планируемых к осуществлению сделок или операций)
Оперативный анализ прибыли предприятия (носит временный характер и применяется относительно данной конкретной ситуации, требующей принятия серьезных мер)
Последующий (или иначе говоря, углубленный) анализ прибыли предприятия (осуществляется на основе представленных отчетов и служит для более детального изучения прибыльности предприятия, сравнения того, что было и того, что есть на данный момент, а также для контроля над ситуацией и ее своевременной корректировки)
Детализированный анализ прибыли предприятия (носит узкий характер рассмотрения и призван оценить прибыльность относительно какой-то одной области функционирования предприятия)
Анализ прибыли предприятия необходим для того, чтобы осуществлять полноценный контроль и сравнение доходности предприятия за определенный период времени, выявлять причины его изменения и на основе полученных данных принимать определенные действия по ее увеличению (если имеется такая необходимость). Проведение периодического анализа прибыли предприятия – залог его успешности на современном рынке товаров и услуг.