Аудит любого предприятия – это проверка его бухгалтерского учета и финансовой отчетности, проводимая независимым экспертом. Аудит не призван уличать и наказывать предпринимателя за нарушения. Основная задача процедуры – обнаружить ошибки, дать советы по их устранению и даже проанализировать рентабельность производства. В аудиторской проверке должны быть заинтересованы не только государственные органы контроля, но и сами бизнесмены.
Быть или не быть аудиту малых предприятий
В настоящее время, согласно действующему законодательству РФ, малый бизнес избавлен от обязательной аудиторской проверки. С одной стороны, это помогает небогатым фирмам сэкономить на довольно дорогостоящей процедуре, а с другой – может привести к большим неприятностям. Ведь налоговый контроль никто не отменял, и бухгалтерские недочеты или нарушения могут стать причиной серьезных финансовых санкций.
Помимо этого, аудиторские выводы для малого предприятия необходимы при заключении договоров с банками, государственными структурами, компаниями-инвесторами и другими партнерами. Для хозяина фирмы аудит – это спасательный круг. Минимум раз в год необходимо проводить проверку. Только регулярный контроль даст возможность не допустить воровства и финансовых махинаций наемного персонала, не говоря уже о претензиях налоговой службы.
Основные этапы проведения аудиторской проверки малых предприятий
Обычный порядок проведения аудита включает:
- разработку программы проверки;
- координацию плана с руководством предприятия;
- осуществление проверки;
- составление заключительных выводов и рекомендаций.
Специфика аудита малых предприятий
Аудит малых предприятий проводится в соответствии с Государственным Стандартом. Помимо общих требований, применяемых для любого аудита, документ содержит пункты, характерные для проверки малого бизнеса.
Аудитор обязан рассмотреть следующие аспекты финансовой деятельности предприятия:
- обоснованно ли предприниматель пользуется упрощенной системой налогообложения;
- правильно ли ведется бухгалтерский учет (регулярность и своевременность учетных записей, полнота
- отображения приходных и расходных операций);
- точно ли определяется валовый доход;
- выполняют ли сотрудники свои обязанности в рамках действующего законодательства.
Аудит малых предприятий и вероятность необъективных выводов
Существует ли реальность искажения действительности в аудиторских заключениях? Во избежание ошибок и заблуждений необходимо учитывать ряд факторов риска.
Бухгалтерские записи не всегда показывают истинное состояние дел. Большинство сделок проводится с помощью наличных денег и нигде не фиксируется. Доходы намеренно занижаются, а затраты завышаются с целью минимализации налогов. При ограниченном количестве сотрудников должность бухгалтера может совмещаться с работой кассира, экономиста и т.д., что приводит к злоупотреблениям. При этом существует возможность искажения отчетности и в электронном варианте. Способствует нарушениям и тот факт, что на малой фирме единственный царь и бог – это владелец.
В большинстве случаев аудит малых предприятий проходит спокойно, не занимает много времени, а пакет отчетных документов составляется в более простом варианте, чем для крупных компаний.
Это может быть Вам полезным: