Серотониновый замок — таблетка для счастья


Что от вас скрывают на тренингах по целеполаганию.

Представьте себе — у вас есть цель. И чтобы её достичь, вам нужно всего лишь двигаться по заранее прописанному плану.

Возьмите чистый лист бумаги. На нем ручкой нарисуйте две пересекающиеся в одной точке прямые линии. Горизонтальная линия — это «Время», вертикальная — «Кайф». Вообразите глядя на график насколько вам будет кайфово, когда вы достигнете этой цели.

Обозначьте точку в будущем. Назовём её «Точка Жизни». 

Или просто «Ж». 

В этой точке должен завершиться проект, который вы планируете зафиналить. И вот вы начинаете двигаться к своей цели, совершая определённые действия по достижению точки «Ж». Если вы двигаетесь по плану и вкладываете свои усилия, то начиная с нуля, у вас начинает потихоньку расти гормон дофамин. Дофамин растёт постепенно в организме и на пике его роста цель достигается.

Вы оказываетесь в точке «Ж» и кайфуете.

Например, вы решили купить «Ауди А5» и с деньгами идёте в автосалон. Или оплатили уроки итальянского и ждёте первый урок. Или сидите в зале перед концертом Веры Брежневой в предвкушении, когда она выйдет на сцену.

Пока вы ждёте, (когда заберёте ключи от машины, когда получите доступ в закрытую группу, когда едете на концерт), нарастает уровень предвкушения кайфа от ожидания того, что вы хотите и получите в итоге. Это результат роста дофамина.

Такие же ощущения появляются от тест-драйва понравившейся машины — «Ауди А5». Покатались на ней, захотели себе такую машину и начали активно думать, где взять деньги на её покупку. Придумали проект, запустили, вытащили деньги и вот вы в автосалоне оформляете документы.

И если вы машину заранее протестировали — выбирали не головой, а телом, то вам эта машина комфортна.

В тот момент, когда вы получаете эту машину, ожидания от «Ауди А5» совпадают с теми, что вы предполагали и ждали ранее.

Поэтому я рекомендую цели перед их достижением сначала тестировать. Хотите костюм — съездите в магазин и примерьте. А потом думайте, нужен вам именно этот костюм или какой-то другой.

Иногда бывает, что человек поставил цель, а она «не своя». Например, уезжать на зиму на море. Все ваши знакомые уезжают, а вы зимой остаётесь. А что, если вам зима нравится? Вам нравится одеться потеплее, смотреть на снег, кататься на лыжах, играть с детьми в снежки. Гулять по снежному парку. Но вам ваше окружение внушает, что зимой быть в городе — неправильно! Надо быть в тепле, на море. И вы как бы ни старались на море зимой уехать — не можете.

Потому что цель «не ваша».

Если смотреть на график, то в момент, когда вы двигаетесь по линии до цели дофамин растёт. В самый момент достижения дофамин резко падает до нуля. Потому что происходит выброс в кровь гормона, который отвечает за получение чистого счастья. И называется он — серотонин.

Пока мы к цели движемся, мы в организме наращиваем объёмы дофамина. Предвкушаем.

Когда мы достигаем цели, у нас резко подскакивает серотонин, что балансирует дофамин. То есть дофамин падает, серотонин растет. Они вместе балансируют как две чаши весов. В такие моменты вы ощущаете максимальное состояние гармонии с самим собой. «Здесь и сейчас».

Серотонин даёт состояние счастья.

Машину купили, итальянским позанимались, на концерт Веры Брежневой сходили — это счастье. Счастье обладания, счастье достижения цели.

Через какое-то время уровни гормонов снижаются. И серотонин и дофамин падают в крови. Только на высоком уровне серотонин держаться не может.

Некоторые люди делают это искусственно. Те самые героиновый наркоманы. Но это зависимость.

Если с дофамином и серотонином в организме проблемы — возникает состояние депрессии. Потому что дофамин плохо вырабатывается или плохо воспринимается.

Поэтому доктора прописывают лекарства, которые используют «с обратный дофаминовый захват».

Для чего?

Для того, чтобы наши синапсы получали сведения о том, что у нас дофамин есть, что мы радуемся, предвкушаем. 

Если вы цель не достигаете или принимаетесь решение в процессе отказаться: «А, черт с ним. Не буду я машину покупать. Я лучше эти деньги потрачу на что-то другое».

То в этот момент у вас дофамин падает вниз, потому что вы отказались от достижения цели, а серотонина не выделяется, потому что цели вы не получили. Депрессия тут как тут. Пока в миниатюре.

А вот если так произойдёт раза 3-4, когда вы ставили цель, двигались к ней и бросали, то вы почти гарантируете себе состояние либо пред депрессивное, либо депрессивное.

Это очень грустное и печальное состояние, когда не хочется вообще ничего достигать.

Маркетологи это знают и для таких людей придумали классную штуку. Это процесс покупки всякой недорогой ерунды в интернет-магазинах. Многих людей приучили настолько, что они покупают ненужные совершенно вещи ради предвкушения той самой радости факта покупки. А не радости от обладания вещами или радости от их использования.

Даже есть заболевание, когда люди днями и ночами сидят на Али Экспрессе или Амазоне и заказывают различные товары, чтобы получить этот момент счастья, когда они тратят деньги, чтобы дофамин и серотонин сбалансировались в организме.

Очень классно это работает в он-лайн компьютерных играх. Вам дают задание, вы идёте по шагам, у вас всё больше и больше нарастает-нарастает-нарастает дофамин, вам в конце дают какой-нибудь виртуальный меч или броню, вы его получаете и у вас в крови серотонин подскакивает. 

Вы счастливы!

В реальном мире ничего не произошло, но так как мозгу без разницы от чего получать удовольствие, виртуальный мир компьютерной игры у нас зачастую становится гораздо более реальным, чем мир, который нас окружает. И счастье достигается гораздо быстрее, чем в реальном. Вот в этом парадокс!

Почему так?

Чтобы в реальном мире получить «серотониновый замок», потребуется время. Не 15 минут как в компьютерной игре, а года три. Чтобы дофамин нарастал, нужны кризисы переживаний, интриги, страсти… Проект завершили, деньги получили, отпраздновали. Счастливы! Прошло 3 года.

Как недавно одна из учениц сказала: «Мы два года в отпуске не были. Долго копили, но съездили на море».

Если отпуск правда порадовал, то «серотониновый замок» зафиксировался в точке «Ж». Было кайфово, потом потихоньку отпустит и будет опять ровненько. И можно такую цель — отпуск — запускать снова на эти два года до следующего отпуска. 

А в компьютерной игре вам это удовлетворение дают за 15 минут. Причем уровень переживаний абсолютно такой же.

15 минут и 2 года. 

К вам вопрос: как вы думаете, кто побеждает в этом замечательном споре?

Построение своего собственного проекта на работе, бизнесе, в личной жизни на протяжении 3 лет или 15 минутный заезд на танках в «World of tanks»?

Кто выигрывает? Не надо быть гением, чтобы ответить — «Игры».

Есть два выхода. Первый — на силе воли. Нужно выбрать реперные точки, двигаться по ним и радовать себя и счастливить осознанно. 

Второй — осознать всю историю и менять привычки.

Я рекомендую встроить «базовую схему достижения цели». И научиться после достижения любой запланированной цели радоваться и праздновать. Быть счастливым при любой возможности. 

Достигать точку «Ж», получая кайф в процессе.