Прибыль и рентабельность предприятия


Прибыль и рентабельность предприятияЛюбое коммерческое предприятие создается для получения прибыли. В своей деятельности предприниматель, прежде всего, реализует свой личный интерес. Он организует дело таким образом, чтобы иметь от него наибольшую выгоду. Предприятие получает прибыль только в случае превышения доходов от реализации продукции над общими расходами. В противоположном случае фирма терпит убыток. В экономике различают несколько видов прибыли. Например, общая (валовая), полученная от всех видов деятельности, без налоговых и прочих вычетов и чистая прибыль после налогообложения.

Чистую прибыль предприниматель разделяет на две части. Одна оставляется на предприятии, другая идет на различные выплаты работникам и корпоративным владельцам. Из первой части формируется резервный и инвестиционный фонды, финансируется расширение и техническое переоснащение производства, повышение квалификации и материальное поощрение работников.

Рентабельность в переводе из немецкого языка означает доходность, полезность, прибыльность. Это ключевой показатель эффективности работы предприятия. Его необходимо вычислять уже при разработке производственных планов и контролировать при подведении результатов работы. Не обойтись без расчета рентабельности и при внедрении новой технологии, обещающей возрастание прибыли. Коэффициент рентабельности вычисляется делением прибыли фирмы на общую сумму затрат при производстве товаров. В торговле эта величина равна отношению барыша к товарообороту. Настойчиво интересуются коэффициентом налоговики. Не секрет, что многие предприниматели в своих финансовых отчетах намеренно занижают сумму прибыли или притворяются убыточными. Ведь тогда налоги минимальные либо вообще нулевые!

Способы повышения прибыли и рентабельности предприятия

Главная задача руководителя – увеличение рентабельности фирмы. В последнее время для расчета рентабельности предприниматели приглашают независимых аудиторов консалтинговых компаний. В их объективных отчетах представлена числовая и графическая информация по различным показателям рентабельности. Помимо этого, анализируются ошибки планирования и организации производства, даются советы по росту прибыли и снижению затрат. Существуют несколько методов повышения, чаще всего применяемых на практике: уменьшение расходов на производство товаров (дешевая рабочая сила и расходные материалы), наем квалифицированных работников широкого профиля, применение изощренных способов стимулирования труда, снижение энергозатрат, рост продаж.

Прибыли и убытки предприятия

Что есть убыток? Представьте, что весной вы посадили 2 ведра хорошей семенной картошки, а осенью собрали всего ведро мелкой и червивой. Формально ваш убыток составляет 1 ведро. Даже успешные компании могут время от времени терпеть убытки. Примером может быть сезонное падение спроса на выпускаемую продукцию, во время которого прибыль от продаж превышает все расходы. В сфере торговли неликвидный товар часто продают дешевле, чем его закупочная цена.

Если прибыль отрицательная, и вы терпите убытки

Только без паники! Предприятие может работать в убыточном режиме достаточно долго. Секреты выживания в убыточный период: учредительские деньги, резервные накопления за счет предыдущих прибылей, рост задолженности перед кредиторами, госдотации. Весьма распространен третий по счету способ выживания. Можно работать за счет накопления долгов перед поставщиками, перед государством, перед банками и, к сожалению, перед своими работниками. Никто не говорит, что компании выгодна убыточность, но продержаться до лучших времен вполне реально.

Это может быть Вам полезно: